СТАТЬИ
06.01.2014

Рецензия на фильм «12 лет рабства»

Рецензия на фильм «12 лет рабства»

Стив МакКуин, снимавший ранее довольно сложные для восприятия киноленты, решил обратиться к народу с простой и понятной темой. Его фильм «12 лет рабства» напоминает старую страшную сказку, полную невероятных событий. Но автор сценария (Джон Ридли) всего лишь адаптировал для съемок изданную давным-давно книгу американского гражданина Соломона Нортапа, которому однажды не повезло родиться чернокожим в Америке.

Сейчас кому-то тематика кинофильма может показаться не актуальной. Казалось бы, прошли те времена, когда отголоски рабовладельческого уклада жизни омрачали будни пораженных в правах национальных меньшинств. Потомки выходцев с африканского континента с успехом занимаются бизнесом, учатся в престижных вузах, свободны выбирать любое место жительства. Да что там говорить, в конце концов, кто победил на последних выборах в США? Но режиссер Стив МакКуин настаивает на том, что память о прошлом следует освежать.

Драматизм событий заставит зрителей временами замирать перед экраном. Из-за обилия сцен жестокости картина запрещена к показу перед аудиторией младше 16 лет.

Реальная история главного героя необычна хотя бы тем, что Соломон Нортап родился свободным жителем серверных американских штатов. Как выжить в рабстве образованному, талантливому, тонко чувствующему человеку? Перед нами разворачивается история жизни не одного исключительного героя, но сотен обездоленных рабов, попираемых такими же, как и они, живыми людьми. Обыденность насилия — это то, с чем легко свыкается палач, но жертва не теряет способности чувствовать до тех пор, пока жива. Создается впечатление, что режиссер намеренно смакует моменты издевательств и унижений.

Холодная бесчеловечность, с которой авторы демонстрируют зрителям ужасные сцены пыток, вызвала негодование критиков. Однако и тут МакКуин остается при своем мнении: в реальности героям выпало гораздо больше испытаний, даже текст оригинальной книги содержит более подробное описание зверств американских плантаторов.

Актеры были подобраны с великим мастерством, так же хорошо каждый из них исполнил свою роль. Чиветелю Эджиофору удалось передать всю глубину физических и моральных страданий своего персонажа, Майкл Фассбендер полностью раскрыл гамму страстей и пороков, которыми движим человек, обличенный абсолютной властью. Герой Бенедикта Камбербетча поначалу может показаться таким славным, но как отвратительно и низко его реальное положение! А появление Бреда Питта в роли второго плана вовсе вызывает удивление.

Работа оператора и музыкальное сопровождение усиливают драматический эффект.


Возврат к списку